Прп. Порфирий Кавсокаливит. "Молитва не должна быть напряженной. Молитву совершает благодать, а она не действует через напряжения или рывки. Душевного напряжения в молитве не бывает, сердце нельзя «напрячь», а напрячь можно ум. Обычно человек молится рассеяно: какая-то часть ума молится, а какая-то - блуждает. Как говорит о. Софроний, хвост ума волочится по разным местам…
В миру человек живет рассеяно, поэтому ему ничего не остается, как пытаться собрать ум в редкие моменты, выжать из себя какое-то чувство во время Литургии или вечерних молитв. Но здесь обмануть можно только самого себя. Такие рывки для молитвы ничего не дают, а напряжение сбивает человеку духовные ориентиры, он начинает думать, что в молитве можно чего-то достичь собственными силами.
Все как раз наоборот. Молитву дает благодать, которая приходит не на магические потуги ума, а к цельной душе. Но душа не может быть в одно время цельной – в другое рассеянной. Она или всегда рассеяна, или же – цельная. ЦЕЛЬНОСТЬЮ РОЖДАЕТСЯ ОТ ВНИМАТЕЛЬНОЙ , СОСРЕДОТОЧЕННОЙ ЖИЗНИ .
Поэтому когда переводят и понимают «Молитва должна быть напряженной» - это издержки ума, который захватил власть над человеком и диктует ему свои схемы. На самом деле слово «энтаси» и другие термины выражают не напряжение, а собранность, сосредоточенность, нужно научиться «бить в одну точку»… - исихазм.ру)
Значение в молитве имеет не количество времени , но сосредоточенность , собранность (энтаси).Прп. Порфирий Кавсокаливит.
(В р.п.: "напряженность" - неправильно, лучше не переводить, чем так искажать мысли и подменять понятия. Дело в том, что "напряженность" - обычная ошибка мирских батюшек: человек живет как попало, а потом в какой-то момент пытается напрячься и что-то из себя выжать... Он думает, что такими рывками можно придит к Богу, а вместо этого все глубже погружается в самообман. Получается такая игра в духовную жизнь с самим собой.
http://www.isihazm.ru/index.php?id=1350