Что происходит с душой после смерти в первые сорок дней?
Сначала, в течение первых шести дней, душа попадает в горние обители, где выясняется, есть там что-нибудь сродное с ней или же нет.
Мне, жестокому человеку, моей жестокой душе, сродно милосердие или нет? Мне, корыстному и алчному человеку, сродно добродушие или нет? Мне, злому, сродна любовь или же нет?
Именно это происходит в эти первые шесть дней. Душа соединяется или отталкивается от этого. Это — не моё, это мне не сродно. Так происходит первый экзамен на добро.
Затем в течение последующих тридцати дней происходит точно такой же экзамен на зло. Если душе свойственны определенные страсти, она естественным образом соединяется с демонами этих страстей. То есть соединяется с тем, что ей сродно и близко.
Антоний Великий высказал замечательную мысль, о соединении души с тем, что ей сродни. Если она живёт по Божьи, то соединяется с духом Божьим. И, напротив, если она отступает от заповедей Бога, то соединяется с демонами — мучителями.
Вот такой процесс здесь происходит. Здесь уже нет свободы выбора. Нет уже никакой свободы. Происходит естественное соприкосновение и соединение.
Итак, душу ожидают два экзамена: экзамен на добро и экзамен на зло. Церковное предание говорит об этом достаточно определенно.
К чему это приводит, и что это даёт? Душа, соединяясь естественным образом, остаётся с тем, с чем она соединилась. С тем, что ей сродно, к чему она стремилась.
Вот здесь нужно отметить очень важный момент — что такое покаяние? Покаяние, как перемена нашего отношения к тому злому или неверному, что я делал в своей жизни. Потому что эта перемена меняет состояние души.
И если эта перемена произойдёт здесь, в течение земной жизни, то уже там человек не соединится с тем злом, которое творил здесь, к которому был причастен, но от которого душою отрёкся. И уже не будет этого соприкосновения.
Почему Церковь постоянно настаивает на необходимости покаяния? Не формального покаяния, не перечисления грехов, а отвержение всего того зла, которое человек задумывал или совершил в этой жизни.
Церковное предание говорит, что и после шестого дня, и после сорокового дня происходит частный суд души. Как это понять? Если душа стремилась к добру и даже иногда падала, но каялась в этом, то ей затем не потребуется прохождение этих тридцатидневных ужасов. И даже созерцания этих ужасов она сумеет избежать.
Помните, что сказал Христос разбойнику, который висел по правую руку от Него: «Сегодня же будешь со Мной в раю». Оказывается, мытарств не потребуется. Мытарства предназначены не для всех.
Только в христианстве утверждается идея возможности покаяния. Разбойник раскаялся, осознал, смирился до конца… И услышал: "Сегодня же будешь со Мной в раю". Обратите внимание - никаких мытарств!
Вот какие возможности имеет христианин, знающий, что такое покаяние и совершающий его.
Итак, если в шестой день, когда душа, действительно, соприкоснулась с тем, чего она жаждала, к чему стремилась — на этом экзамен заканчивается, она уже не нисходит в ад. Но для тех, кто наполнен другими влечениями, эта история продолжится в последующие тридцать дней.
Что означает, когда говорят, что вот на таком-то мытарстве душа сорвалась? Сродное нашлось. Вот оно моё, родное. И тогда душа соединяется с демонами-мучителями, которые «заведуют» этой страстью.
Почему душу в этом случае ожидают мучения? Какие это мучения? Дело в том, что там нет никакой возможности удовлетворить ни одной из страстей.
Ужас-то в чём состоит? Как если изголодавшему человеку показать через стекло прекрасную пищу и не дать ему её отведать. Он видит, и даже обоняет, но не может ничего с этим сделать.
Душа без тела не может получить удовлетворения ни одной из страстей. Вот в чём заключается ужас мучений. В этом и состоит этот бесовский обман.
православный богослов Алексей Ильич Осипов.