☦ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ПРЕЧИСТЫХ И СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ ☦
☦ СВЯТАЯ И ВЕЛИКАЯ СУББОТА – СОШЕСТВИЕ ХРИСТА ГОСПОДА ВО АД ☦
☦ СХОЖДЕНИЕ ХРИСТА ГОСПОДА ВО АД ОСВОБОДИЛО ОТ МУЧИТЕЛЬСТВА АДОВА ВЕСЬ РОД АДАМА, СОЕДИНИВШИЙСЯ СО ХРИСТОМ ВЕРОЮ, ПОКАЯНИЕМ И ЛЮБОВИЮ. ВТОРОЙ АДАМ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС КАК БЫ НА СВОИХ ПЛЕЧАХ ВЫНЕС ИЗ ТАЙНИКОВ АДА ПЕРВОГО АДАМА СО ВСЕМ ЕГО ВЕРУЮЩИМ ПОТОМСТВОМ И КАК БОГ ДАРОВАЛ ИМ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ И НЕТЛЕНИЕ! ☦
***
☦ ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА ☦
(3:18–19)
☦ "ХРИСТОС, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ НАС К БОГУ, ОДНАЖДЫ ПОСТРАДАЛ ЗА ГРЕХИ НАШИ, ПРАВЕДНИК ЗА НЕПРАВЕДНЫХ, БЫВ УМЕРЩВЛЕН ПО ПЛОТИ, НО ОЖИВ ДУХОМ, КОТОРЫМ ОН И НАХОДЯЩИМСЯ В ТЕМНИЦЕ ДУХАМ, СОЙДЯ, ПРОПОВЕДАЛ"
***
Тропари на Великую Субботу, глас 2
Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»
Кондак на Великую Субботу, глас 6
Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».
***
☦ О СОШЕСТВИИ ВО АД ☦
Проповедь святого Иоанна Дамаскина
Обожествленная душа сходит во ад для того, чтобы подобно тому как для находившихся на земли воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), таким же образом и для находившихся под землею, пребывавших во тьме и сени смертней, воссиял свет (Ис. 9, 2); для того чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, плененным отпущение и слепым прозрение (Лк. 4, 18), и для уверовавших сделался Виновником вечного спасения, а для не уверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду (см. 1Пет. 3,19): Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних (Флп. 2,10). И таким образом, разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад – от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению.
***
☦ СОШЕСТВИЕ ВО АД ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ☦
(В литургическом освещении)
Проповедь епископа Вениамина (Милова)
Пречистое тело умершего на кресте Господа Спасителя было снято со креста Иосифом Аримафейским.
Движимый любовию, Иосиф сердцем и устами лобызал нетленное Христово тело, намастил его ароматами, обвил плащаницею и погреб в собственной гробовой пещере. Ко входу в нее был привален камень и Иудеи запечатали его печатью. Во гробе Господа стерегла особо поставленная Его врагами стража. Эта охрана создавала впечатление, что воины стерегут «спящего Царя и сокровище жизни».
Христос – Источник жизни – телом возлег во гробе, чтобы преложить смертное человеческое естество на бессмертное, оживить лежащих во гробах умерших и избавить человечество от поглощения адом.
Трёхдневное погребение Христово промыслительно было допущено ради спасения бесчисленного множества умерших, заключенных во аде.
Пребывая телесно в новом гробе, Христос Спаситель душою и Божеством сошел во ад, или, что то же, во внутренность земли. По представлению богословов-литургистов адское царство находится в земной внутренности. Вековые врата ненасытно поглощали души умерших в течение нескольких тысячелетий и, за очень малыми исключениями, почти никого не выпускали. Ад – царство диавола и ему подвластных злых духов, смеялся над всеми умершими людьми, считая их неисходными жителями адских мест. Сюда то и нисшел Вседержавный Господь Спаситель. От величайшего Света Его, Бога Слова, сокровенного в земле, земля вся сотряслась страхом. Безумный ад уже готовился принять Бессмертного. Он все еще считал Христа простым человеком, видя Его пригвождение ко кресту, смерть, окровавленную плоть и погребение.
И вдруг, к изумлению демонского царства, во аде явился не простой человек, но крепкий Божеством Светоносец. Ужаснулись, вострепетали адские князья-вратари, увидев Единого от Троицы. Смерть ощутила свое бессилие пред Самосущей Жизнью и конец своей державной силы.
По мановению Господа мгновенно разбились медные плачевные врата ада, стерлись железные запоры на них, разорвались оковы адских бесчисленных узников, челюсти ада сокрушились. Темновидные адские тайники внезапно облистались зарей Божественного света, «обложились» сиянием Христова Божества. Народы, заключенные во днах ада, увидели свет Христов, пришли к общению со славой Божией, воздвиглись, как бы от сна, и наполнились радостью и многой сладостью. Божественная светлость совершенно потребила адскую мглу.
Ад, осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая, диавол и его ангелы говорили в себе: «Кто это есть, что не осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища смерти «Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего меня».
Не так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века.
Праведники, заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь Спасителя и молились Ему о спасении. Они с любовию приняли Его явление. Им радостно было слушать Его повеление аду – отдать мертвых и возглашение к Себе: «Покажитесь (из тьмы), откройтесь».
Обращаясь к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их словом невечерней светлой жизни о Боге и уверовавших Его проповеди освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диавола.
Между прочим Он говорил слушателям Своей проповеди: «Дерзайте! Я ныне победил. Я есмь воскресение всех людей и вас возведу на небо. Восстаньте из ада. Верующие! выйдите в воскресение».
Тогда возликовал и взыграл явившийся пред Господом праотец Адам. .Некогда, вследствие греха своего, он убоялся Сына Божия, ходившего в раю, теперь же веселился при виде Искупителя мира. Христово благовестие во аде вызвало восторженное ликование во всех, с верою внимавших проповеди о спасении... Сонм уверовавших во Христа единогласно воскликнул Ему: «Слове! Поистине Ты пришел всех нас развязать от уз!»
Схождение Христа Спасителя во ад освободило от мучительства адова весь род Адама, соединившийся со Христом верою, покаянием и любовию. Второй Адам Господь как бы на своих плечах вынес из тайников ада первого Адама со всем его верующим потомством и как Бог даровал им вечную жизнь и нетление.
Так низложено было мучительство ада, разорваны смертные узы миллионов томившихся здесь людей и получивших свободу ради креста Христова. Вслед за Искупителем они веселой поступью изошли отсюда в незаходимый небесный свет – от смерти к жизни – и восхвалили безмерное Христово благосердие.
Только Христос Спаситель мог вознести человеческое естество, лежащее внизу, открыть ему входы к бессмертной блаженной жизни и сочетать его с ангельским миром ценой воплощения и крестной смерти. Господь исхитил из всеядного чрева ада бесчисленный сонм народов, как овец, и опустошил многочеловечное богатство преисподней.
Пребывая во аде. Спаситель, как вездесущий, не оставлял и небесного круга. Но во аде голос жизни Его связал смерть и диавола, опустошил царства преисподней земли и вдохнул в души умерших благодать жизни вечной!